Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей

Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец»
©INTERFOTO / Vostock Photo
«Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом России довелось преодолеть немало трудностей, прежде чем сердце отечественной авиации смогло биться надежно и ровно. «Профиль» расскажет эту историю.
Импортное сердце русской авиации
Еще знаменитый экспериментатор Александр Можайский пытался приспособить к своей крылатой конструкции американскую «газовую машину», один из первых образцов двигателя внутреннего сгорания. На исходе XIX века и прототип аэроплана, и прототип двигателя оказались слишком несовершенны. Поэтому первый сделанный в России двигатель поднял самолет в воздух только 110 лет назад, в 1911 году.
Мотор в 35 лошадиных сил был создан рижским инженером Федором Калепом на основе усовершенствованного им германского образца. К тому времени военное ведомство Российской империи уже рассматривало вопрос о закупке авиационных двигателей: самолет, пусть еще только в роли воздушного разведчика, уже становился важным фактором войны.
В итоге царские генералы выбрали самый на тот момент надежный, но, увы, не самый перспективный путь – вместо попыток наладить свое производство закупили во Франции полсотни авиамоторов, огромную для той эпохи серию. Двигатели парижской фирмы Gnome тогда действительно были из самых лучших и мощных. В 1912-м французы создали в Москве свой производственный филиал, однако русским среди первых работников был только дворник.
К началу Первой мировой войны в России уже существовало серийное производство авиамоторов. Но не более дюжины в месяц, по иностранным лицензиям и во многом из импортных комплектующих. Это привело к тому, что русская авиация, до войны по праву считавшаяся одной из лучших (вспомним знаменитый многомоторный биплан «Илья Муромец»), по количеству и качеству стала быстро отставать от противников и союзников.
За первые 20 месяцев мирового конфликта в России произвели всего 461 мотор – треть от заказанного армией у отечественных заводов после начала войны. Если, к примеру, во Франции за тот же период производство авиадвигателей выросло в 10 раз, то у нас в стране – всего вдвое.
Подавляющая часть отечественных моторов производилась с вынужденным использованием импортных деталей. Но мировая война оборвала многие производственные связи, да и союзники царской России, занятые своими фронтами, не спешили делиться ресурсами. Так, французы, на тот момент наши главные поставщики авиатехники, в разгар знаменитой битвы под Верденом (с весны и до конца 1916 года) просто запретили своим фирмам любые поставки за рубеж любых авиационных комплектующих. В итоге московский завод парижской фирмы «Гном и Рон», на тот момент крупнейший отечественный производитель авиамоторов, в марте и апреле 1916-го не передал русской армии ни одного двигателя, а в следующие несколько месяцев выпуск не превышал довоенных объемов.
«Правильная постановка производства»
Мировая война быстро показала, что авиационное двигателестроение – один из максимально непростых секторов промышленного производства. Сердце самолета, «пламенный мотор», требует массы сложной производственной кооперации, без которой любое формальное владение лицензиями остается бумажкой. Тот же московский завод фирмы «Гном и Рон» за время Первой мировой войны так и не смог найти в Российской империи надежных производителей и поставщиков всей номенклатуры деталей. В итоге поршни для двигателей в разгар войны пришлось заказывать в нейтральной Швеции и даже за океаном, в США.
В 1916 году генерал-майор Николай Пневский, первый начальник только что образованного Управления военного воздушного флота (в сущности, наш первый главком ВВС), сформулировал мысль, отсутствовавшую в штабах и министерствах до войны: «Возможность постройки аэропланов далеко не обусловливается наличностью одних только аэропланных и даже моторных заводов. Необходима правильная постановка производства сырья, т. е. специальных сортов никелевой, хромоникелевой и тому подобной стали, с выработанными марками, определяющими пригодность их в тех или иных целях, с заранее разработанными способами обработок».
Проблемы с авиационным двигателестроением усугубляли не только сложности с импортом и производственной кооперацией. Знаменитый бомбардировщик «Илья Муромец» до войны производился в Риге на не менее знаменитом в нашей истории Русско-Балтийском вагонном заводе. Но этот очень удачный самолет изначально оснащался моторами германского производства. После 1914 года двигатели попытались заменить на свои. Отечественные инженеры вполне справились с этой задачей, а вот производители и управление подвели.
В Риге успели выпустить лишь пять моторов, и в 1915 году завод решили эвакуировать под угрозой немецкого наступления. Эвакуацию стратегического производства в Петербург провели столь бездарно, что завод фактически перестал существовать. Поезда со станками и оборудованием помешали воинским эшелонам, спешащим к фронту, и часть вагонов завода сбросили под откос. В итоге под откос отправилось и производство моторов для тяжелого бомбардировщика – в Петербурге до конца 1917 года их смогли произвести менее сотни штук.
В итоге именно моторостроение выглядит самым слабым и самым провальным в отечественной истории Первой мировой войны. После 1914 года царская Россия пережила и даже частично смогла справиться с целой чередой военно-технических кризисов: не до конца, но все же был преодолен дефицит винтовок на фронте, дефицит обуви, «снарядный голод», сумели решить ряд ключевых проблем с химическими производствами, до войны полностью завязанными на промышленность Германии. Но проблема «сердца» авиации, проблема моторов не была решена совершенно.
К февралю 1917-го по числу действующей на фронте авиации Россия в два раза уступала союзной Франции и в три раза – Германии. За годы Первой мировой войны все воюющие державы произвели более 200 тыс. авиамоторов; на долю России приходится чуть более 0,5% от этого числа. За годы войны для наших ВВС было куплено у иностранных производителей около 4 тыс. авиационных двигателей, и порядка 1 тыс. произвели в стране по иностранным лицензиям и образцам. Но из этой тысячи моторов собранных без импортных комплектующих наберется не более трех сотен.
Царское наследство
Нельзя сказать, что царское правительство не понимало глубины и важности проблемы с отечественными авиадвигателями. Еще в феврале 1916 года приняли большую программу по созданию пяти крупных заводов по всей стране – под Ростовом, в Москве, Ярославле и Рыбинске.

Иван Шагин / РИА Новости
Все они до революции так и не успели развернуть производство, хотя и сыграли свою роль в будущем – например, моторные заводы в Ярославле и Рыбинске заработали уже при советской власти и успешно функционируют в XXI веке. Рыбинский завод «Сатурн», задуманный еще при царе и начавший работу при большевиках с ремонта бронеавтомобилей, сегодня является ведущим производителем двигателей для гражданской авиации.
Словом, советской власти от прежней империи досталось противоречивое наследство. С одной стороны, очень печальное – почти полная зависимость «сердца» авиации от импорта. С другой – в стране уже были свои научно-технические заделы, которые при должном подходе и внимании могли дать весомые плоды.
Советской власти достался «по наследству» даже первый главком царских ВВС. Генерал Николай Пневский, выходец из потомственных дворян Варшавской губернии, не просто поддержал большевиков – на пике Гражданской войны именно он был начальником штаба Южного фронта, разгромившего главные силы белых на подступах к Москве. Позднее первый главком царской авиации занимал крупные должности в аппарате Красной армии и Научно-техническом комитете ВВС СССР.
Однако век назад, когда рождались знаменитые строки бодрого «Авиамарша», реальное положение советской авиации было довольно печальным. «Всё выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц, и в каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ», – пелось в песне. Тогда как в действительности наши «птицы» заметно отставали от зарубежных аналогов и зависели от импортных поставок.
Например, по статистике 1928 года, почти 70% моторов, стоявших на советских боевых самолетах, были изготовлены за рубежом. Страна и раньше не имела развитого производства двигателей, к тому же была разорена Гражданской войной. И новой власти пришлось решать комплексную проблему. Во-первых, необходимо было создать свои работоспособные образцы моторов – за годы мировой войны и сразу после крупнейшие державы далеко продвинулись вперед в смысле мощи и количества лошадиных сил. Во-вторых, и эта проблема была даже сложнее, требовалось не просто создать свои моторы, не хуже лучших у соседей по планете, но и поставить их на поток промышленного производства.
Напомним, что в царской России удавалось создавать свои конструкции, не уступавшие зарубежным. Однако с их поточным, массовым производством имелись большие проблемы, зачастую провалы. Словом, стране требовались разнообразные моторы на лучшем мировом уровне, притом не собранные единично искусными руками специалистов из конструкторских бюро, а производимые массово на заводах.
Требовались тысячи специалистов в многочисленных и сложных цепочках производственной кооперации. Требовалось всё то, что первый царский главком ВВС в разгар мировой войны назвал «правильной постановкой производства». В СССР эту проблему решали упорно и мучительно на протяжении первых полутора десятилетий существования советского государства.

Владислав Микоша / РИА Новости
«Жалкие крохи авиационной промышленности»
Век назад, в конце января 1921 года, в «Известиях», одной из самых главных газет страны, появилась программная статья, начинавшаяся словами: «Даже по тем отрывочным сведениям, которые просочились к нам в последнее время из-за границы, мы наблюдаем колоссальные, ошеломляющие, головокружительные достижения в области покорения воздушной стихии…».
Далее официальная газета не только перечисляла успехи и новинки зарубежной авиации, но и констатировала печальное положение авиации советской: «Представим себе, что мы столкнулись не с Врангелем, Петлюрой и т. д., а с одной из капиталистических стран с такими огромными авиационными средствами… Что мы сможем противопоставить? Жалкую пару сотен старых, по нескольку раз чинёных самолетов, несколько десятков издерганных и измученных, «потерявших сердце» боевых летчиков… Отсутствует совершенно, если не считать уважаемого профессора Жуковского, научная авиационная мысль. Жалкие крохи авиационной промышленности затерялись где-то в непроходимом лесу Главков и прозябают там, лишенные тепла и света… Вот всё то, что мы можем противопоставить против десятков тысяч летчиков и усовершенствованных самолетов, против сотен лабораторий, профессоров и специалистов-инженеров, посвятивших себя этой увлекательной отрасли техники, против многих тысяч рабочих, занятых в авиационной промышленности любой капиталистической державы».
В итоге одна из первых газет страны констатировала, что необходимо создание своей мощной авиации, «если мы не хотим, чтобы нас постигла участь Афганистана». В то время Афганистан был разгромлен и оккупирован войсками Британии. Крупнейшая колониальная империя той эпохи, пользуясь внушительным развитием авиации по итогам Первой мировой войны, в 1919 году буквально смела афганские войска своими бомбардировщиками. Так что «участь Афганистана» была не иллюзорной угрозой, и для спасения от нее требовалась современная авиация, прежде всего ее современное «сердце» – моторы.
Первые шаги на этом поприще были сделаны еще в разгар Гражданской войны, когда в марте 1920-го на окраине Москвы создали Научный автомоторный институт (НАМИ). Его возглавил русский немец Николай Брилинг. Еще в XIX веке он арестовывался царской полицией за распространение газеты «Искра», что не помешало ему стать одним из ведущих научных специалистов России в области двигателей внутреннего сгорания. Кстати, и в советское время у социал-демократа Брилинга не раз были проблемы уже с ЧК и НКВД, что не помешало ему успешно работать в сталинскую эпоху, получив массу орденов за научные достижения.
НАМИ стал интеллектуальным центром будущего двигателестроения. Например, именно здесь в 1923 году учеником Брилинга начинал конструкторскую карьеру Александр Микулин, племянник знаменитого профессора Николая Жуковского, «отца русской авиации». Микулин создаст первый советский авиационный двигатель жидкостного охлаждения. Именно его двигателями в годы Великой Отечественной войны оснащался штурмовик Ил-2, самый массовый боевой самолет в мировой истории авиации.

Vostock Photo Archive
Русский авиационный мотор
Однако первые шаги советского моторостроения были мучительны. В 1923–1926 годах пробная попытка создать собственный авиамотор большой мощности фактически провалилась. РАМ – Русский авиационный мотор – пытались сделать в Москве на заводе №4, бывшем французском заводе Gnome, в итоге конструкцию признали устаревшей еще на исходе затянувшихся испытаний. Впрочем, работы не были напрасны – не случайно завод №4 известен и сегодня как «Салют», один из крупнейших производителей отечественных авиадвигателей.
В итоге к собственному «сердцу» авиации в СССР двинулись не наскоком, а методично, шаг за шагом осваивая передовой зарубежный опыт и сложнейшие для той эпохи технологии. Вообще, об этой истории технологического прорыва даже сложно рассказывать: в отличие от авиационных рекордов скорости и дальности, от боевых эпопей, это был очень незрелищный внешне, скрупулезный и нудный процесс. Процесс, состоявший из массы мелких шажков и подготовительных действий. Так, в 1925 году в США приобрели для советской авиапромышленности первый в нашей истории рентгеновский дефектоскоп – эпизод абсолютно неизвестный на фоне отечественных авиарекордов, но значимый не меньше, чем самые громкие полеты.
Советский Союз в первое десятилетие существования, подобно царской России, активно закупал иностранные авиамоторы и авиатехнику. В отдельные годы СССР был крупнейшим импортером в этой сфере. Например, в 1926 году советские заказы составили 16% от всего авиационного экспорта США, а в 1934-м – уже 20%. При этом лучшие образцы и технологии приобретали по всему миру – во Франции, в Англии, вплоть до Швейцарии.

Иван Шагин / РИА Новости
Но, в отличие от царской России, в СССР сумели организовать системную учебу наших инженеров и рабочих за границей, комплексное изучение и освоение лучшего зарубежного опыта. Так, в 1935 году только в США советские делегации изучали производство масляных фильтров на фабриках CUNO Engineering Corporation в штате Коннектикут, отдельных узлов мотора «Райт-Циклон» на заводах в штате Мичиган, методику испытаний бензиновых насосов на заводах Нью-Джерси. Пользуясь разгоревшейся Великой депрессией, Советский Союз сумел относительно недорого приобрести за рубежом немало техники и технологий.
Эти системные усилия дали плоды уже к началу 1930-х. Только за пару лет, в 1930–1931-м, число занятых в авиационной промышленности возросло на 230%. Количество производств, выпускающих авиадвигатели, за те же годы удвоилось. Показательна история Пермского моторного завода (сегодня знаменитые «Пермские моторы») – его начали строить в 1931-м, спустя три года здесь собрали первый двигатель по американской лицензии с использованием импортных комплектующих. Но уже со следующего, 1935 года на заводе начался серийный выпуск моторов исключительно из отечественных деталей, на базе собственных технологических цепочек.
Если в 1931 году в СССР произвели 1409 авиамоторов, то к 1937-му их производство выросло в 11 раз! Притом росли не только количественные, но и качественные характеристики. В итоге Вторую мировую войну наша страна встретила с собственным моторостроением, уже способным давать и отдельные уникальные образцы, и массовое производство на хорошем мировом уровне. Нет нужды говорить, какую роль это сыграло в нашем выживании в 1941-м и в нашей Победе 1945-го.
-
ПолитикаРусранд Сулакшин С.С.
Антироссийский проект путинизма: реконструкция, идеологические и фактические характеристики
Занимаемся мы в университете оппозиции не пропагандой, не агитацией (что только в какой-то мере так, но главная цель не в этом). Занимаемся мы тем, что убеждаем друг друга и помогаем понять, что слово «оппозиция» — слово ответственное и оно отличается от слов: «балаган», «развлекуха», «подставуха», «суррогат», самопиар и «политическая порнография». Мы делаем совершенно иную заявку и последовательно помогаем строить в стране настоящую политическую оппозицию. Правящий режим и правящая группировка в нашей стране, как известно, получила…5.02.2020 16:26 1 799 -
ЭкономикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм и кризис России
Россия вновь наступает на те же грабли. Годы назад, выдвинув математическую модель мирового финансового кризиса, наша научная политическая группировка предупреждала руководство страны, что оно создает модель экономики и государства несуверенного типа, уязвимые для внешнего агрессивного воздействия. Обстоятельный доклад на эту тему в феврале 2009 году — по кризису 2008–2009 годов — был подготовлен для Совета Безопасности Российской Федерации, в котором тогда, совместно с его секретарем Николаем…11.03.2020 12:58 2 119 -
ПолитикаСулакшин С.С.
Вступай в борьбу за власть
Уважаемый соотечественник! Благодарим вас за возможную решимость присоединиться к организационно-политическому строительству объединения настоящей общенародной оппозиции Путину и путинизму в рамках организационной инфраструктуры Партии Нового Типа. Наш отличительный принцип состоит в том, что мы не только разоблачаем губительный характер путинизма, но дали профессиональную диагностику способов и причин деградации страны и народа. В ее основе научные методы, модели и методология. Мы не только критикуем путинизм, но мы делаем настоящее профессиональное, конкретное содержательное предложение — что и как…16.05.2020 21:25 1 418 -
ПолитикаРусранд
России нужна другая Конституция!
Конституция — это основной закон страны. Существуют Конституции двух типов — первый, к которому относится ельцинско-путинская Конституция, устанавливает право, порядок и институты государственности. В Конституции иного типа кроме права, порядка и институтов задаются основы жизнеустройства во всех сферах жизни. Задаются социальная, экономическая, политическая, гуманитарная модель страны. Новая Конституция команды Сулакшина — именно такого, второго типа. Каким в Конституции будет задано жизнеустройство, — такой жизнь в стране и будет. Если…29.07.2020 19:24 627 -
ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Путинизм должен исчезнуть! Вызовы оппозиции гибельному курсу России
Автор и его товарищи много усилий приложили для мобилизации в стране реальной политической оппозиции путинизму, но задача создания профессиональной оппозиции, способной взять на себя ответственность за страну, дело трудное, объемное и длительное. Ее решение только еще предстоит. Поэтому мы открыли Университет оппозиции. Это цикл публичных занятий, объединяющей темой которого является политический проект реальной оппозиции, ее политическая Программа. Простой на первый взгляд вопрос — да чего там, за вечер…16.10.2020 12:35 1 113 -
ОбществоРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Семь «П». Программа: платформа, проблемная повестка, проект, план, прогноз
Центральная и сквозная тема наших занятий в Университете оппозиции — разбор политической программы — что это такое? Многим кажется, что политическая оппозиция, её роль, миссия и активная повестка демонстрируется в нашей стране, например, Левым фронтом Сергея Удальцова, активно организующего уличные акции; КПРФ с их митингами; был период, когда Навальный со своим политическим проектом будоражил страну множеством митингов по стране и несогласованными, и рискованными митингами в центре Москвы. То есть…6.11.2020 22:16 436 -
ПолитикаРусранд Самое интересное Степан Степанович Сулакшин
Корни и истоки «Программы Сулакшина»
Прежде чем подойти к разбору самой «Программы Сулакшина» сделаем несколько необходимых экскурсов. Начнем немного необычно, с отвлеченной истории, описанной Джеком Лондоном в его романе «Мартин Иден». Роман о судьбе талантливого человека в условиях жестокого американского капитализма начала двадцатого века, похожего на нынешнюю Россию с его императивами: выживай кто как может, а если не можешь выжить, погибай! Герой романа, ставший в итоге знаменитым, популярным, почитаемым и модным…16.11.2020 15:52 529 -
ОбществоКанал «Центр Сулакшина»
ТРОЛЛИ И БОТЫ: ВЫМЫСЕЛ ИЛИ ОРУЖИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ?
В этом видео мы впервые с помощью статистического контент анализа Твиттера раскрываем масштабы грязных методов информационной борьбы режима с политической оппозицией в лице С.С.Сулакшина. Вы сможете оценить уровень беззакония, вредоносности и опасности для страны этой конкретной деятельности властного режима. Фактически создан метод достоверного выяснения кто является настоящей оппозицией и кого режим считает для себя опасным,…3.12.2020 19:16 227
-
ИсторияРИА Новости
Ракеты под контролем: как в СССР появилась космическая флотилия
© Предоставлено СЗ «Северная верфь» Покорение околоземной орбиты – это, конечно, не только полеты космических ракет, но и огромная работа на Земле. Все мы знаем о космодромах, многочисленных НИИ и центре управления полетами. Но полеты ракет контролировались не только с суши, но и с воды, так как часть их маршрута пролегала над Мировым океаном. О…13.04.2021 22:44 11 -
ИсторияДанил Коннов
Друг Гагарина рассказал героическую историю из юности космонавта
Фото: Владимир Андреев © URA.RU Первый космонавт в истории человечества Юрий Гагарин в юности помог своему сопернику на лыжных соревнованиях. Он отдал противнику свою лыжную палку, но все равно пришел к финишу первым. Об этом URA.RU рассказал одноклассник и однокурсник Юрия Гагарина, член академии космонавтики имени Циолковского Тимофей Чугунов. «Во время учебы мы были на лыжных соревнованиях. Один парень из другой группы шел к финишу первым, а Гагарин за ним,…11.04.2021 16:05 17 -
ИсторияАлексей Волынец
Ракеты без космонавтики: хроника перспективного оружия
Русско-турецкая война, 1928 год ©Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo Человечество шагнуло за пределы планеты Земля именно из нашей страны – о первом спутнике 1957 года и первом космонавте 1961-го помним мы все. Но далеко не все вспомнят, что прообразами космических ракет в России активно занимались даже современники Пушкина. За век до первого искусственного спутника Земли…10.04.2021 12:02 43 -
ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
Социально-экономические условия в начале ХХ века
Смертность в пролетарских районах Петербурга в начале ХХ века, как видим, в два с лишним раза превышает уровень её в районах, заселённых главным образом зажиточным буржуазным и чиновничьим населением. Вычисления статистика С.А.Новосельского из книги Ф.Маркузона «Санитарная статистика в городах предреволюционной России». 1955 год. Из этой же книги – средняя продолжительность жизни людей, родившихся в 1896…8.04.2021 22:50 35 -
ИсторияБлог Valerongrach-а
Чтобы вразумить струсивших моряков, советские танкисты из десанта открыли огонь по буксиру, бросившему их баржу
Когда заходишь в музей техники Задорожного, то прямо у входа, с правой стороны стоят два легких танка М3 «Стюарт» разных модификаций в весьма неплохом виде, как мне кажется (кстати, кто не был в этом музее – настоятельно рекомендую найти время и съездить, если, конечно, история техники вообще и СССР в частности вам интересна). Кто-то скажет:…23.03.2021 11:42 66 -
ИсторияАлексей Волынец
«Александр Невский»: от парусника до атомной подлодки
Крейсер «Александр Невский» ©Vostock Photo Archive Память о великом князе (великом во всех смыслах – от официального титула до исторического значения), 800-летие которого Россия отмечает в этом году, настолько обширна, что составит не одну книгу. Здесь будут и православная иконография, и даже не десятки, а сотни храмов его имени. Поселения, улицы и даже мосты, названные…18.03.2021 12:24 51 -
ИсторияАндрей Бесков
Была ли масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Наши представления о масленице на удивление схематичны. Если поискать информацию о ней в интернете, то мы наверняка найдём такие названия дней масленицы: Встреча, Заигрыш, Лакомка, Разгул, Тёщин вечерок, Золовкины посиделки, Проводы. Однако, это всего лишь пересказ сведений из словаря Даля, да и то упрощённый и немного изменённый. У других авторов встречаются иные варианты названий. Выходит,…14.03.2021 12:18 48 -
Историяисторик.рф
10 марта 1888 года русский физик АЛЕКСАНДР СТОЛЕТОВ открыл фотоэффект
Для своих опытов великий русский физик Александр Столетов (1839–1896) основал физическую лабораторию Московского университета, считался одним из наиболее строгих профессоров. Огромных успехов он достиг в исследовательской работе. Столетов создал экспериментальный прибор, состоявший из двух плоскопараллельных дисков, один из которых был сетчатый и пропускал световые лучи. Учёный установил зависимость фототока от величины напряжения батареи и интенсивности светового…10.03.2021 23:35 30 -
ИсторияВалерий Бурт
С наступающим 8 марта! Петроградские ткачихи и Февральская революция
Фото: Архив Какой хозяйкой была Надежда Крупская, и что желал женщинам товарищ Сталин 100 лет назад на 2-й Коммунистической женской конференции 1921 года было решено, что отныне праздник 8 марта будет отмечаться в России. Делегаты форума вспомнили, что именно в тот день 1917 года забастовали петроградские ткачихи, и эта акция переросла в столкновения с полицией,…6.03.2021 16:07 35 -
Историяиз блогов
Дети и Великая Отечественная война. Подборка архивных фотографий
Сын полка Ваня Козлов на раздаче еды советским бойцам на позиции | Фото: Аркадий Шайхет Логика и разум говорят нам, что дети и война — это не совместимые понятия. Детство обязательно должно быть светлым и беззаботным. Ведь мы же все с вами считаем, что были абсолютно счастливы, именно тогда, когда мы были маленькими. Однако же,…3.03.2021 23:35 54 -
ИсторияВасилий Милькин
За красивые глаза и чистую голову. Самые необычные налоги Российской империи и СССР
Заплатил — и спи спокойно Жители США платят государству налоги на подгузники, сливные бачки, крышки для кофейных стаканчиков и даже на наркотики. Современная российская система налогообложения не столь изощрённа. Однако отечественная история богата странными, необычными и временами совсем не гуманными налогами и сборами. О самых интересных из них — в материале «Секрета». Царская эпоха Пётр…27.02.2021 14:41 37 -
ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…22.02.2021 12:15 51 -
ИсторияВалерий Бурт
Переводы с «детского». 115 лет назад родилась Агния Барто
Фото: Архив На книгах писательницы выросло не одно поколение маленьких читателей. Интересные факты биографии Самыми известными детскими литераторами в СССР были Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль, Сергей Михалков, Николай Носов. И — Агния Барто. Она считала, что детское стихотворение должно быть непременно со смыслом, подтекстом. Если стихи пришлись по вкусу ребенку, они обязательно останутся…19.02.2021 18:30 52 -
ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…18.02.2021 12:25 43 -
ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…17.02.2021 16:12 61 -
ИсторияАлександр Митрофанов
Красный Врангель: как советские моряки не отдали американцам и англичанам северный остров
Советская экспедиция на остров Врангеля на корабле «Красный Октябрь» ©Harlingue / Roger-Viollet / Roger-Viollet via AFP / East News Советской власти пришлось отстаивать суверенитет и территориальную целостность страны не только во время Гражданской войны. После того как отгремели сражения, противостояние продолжилось. На Дальнем Востоке на острова, когда-то открытые русскими мореплавателями, поднявшими там флаг Российской империи,…13.02.2021 16:54 66 -
ИсторияВасилий Милькин
Грандиозно и дорого. 8 мегапроектов царской России и СССР
Крымский мост, газопровод «Сила Сибири», космодром Восточный — эти современные проекты носят приставку «мега». Но в истории страны было достаточно грандиозных проектов, которые по масштабу как минимум им не уступают, а в чём-то даже превосходят. «Секрет фирмы» вспомнил самые масштабные мегапроекты Российской империи и СССР. «Першпективная дорога»/«Столичный тракт» Сроки: 1712–1746 (1764) Стоимость: 800 млрд–1,5 трлн…6.02.2021 11:20 45 -
ИсторияАлександр Ростовцев
Сталинградская битва продолжается. Теперь за умы
2 февраля 1943 года закончилась одна из самых жестоких и кровопролитных битв в истории человечества – сражение за Сталинград. В тяжелейших боях июля-ноября 1942 года Красной Армии удалось остановить немецкое наступление, а зимой 1942 – 1943 окружить группировку гитлеровцев и их союзников в ходе контрнаступательной операции «Уран». 6-я армия генерала Паулюса была надёжно зажата в…2.02.2021 17:07 58 -
ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…1.02.2021 14:26 67 -
ИсторияРусранд Рустем Ринатович Вахитов
Летописец или пророк?
В этом году мы празднуем 180-летие со дня рождения великого русского историка, педагога, публициста, общественного деятеля Василия Осиповича Ключевского. Ключевский, родившийся в 1841 году, то есть за 12 лет до Крымской войны, а прожил до 1911 года, неполных 6 лет не дожив до Октябрьской революции. Сам он в старости говорил, что ХХ век ему чужд и он чувствует себя человеком XIX века. Так чем же он может быть интересен и важен для нас, людей, для которых…30.01.2021 14:39 89 -
Историяruinformer.com
Снятие блокады Ленинграда
Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории русского народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 872 дня смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью…27.01.2021 11:36 68 -
ИсторияВалерий Бурт
Великий Игорь Моисеев. Учитель танцев и мастер сцены. Шахматист и педагог
Фото отсюда Хореограф был очень талантлив. Стал любимцем Иосифа Сталина. И перешагнул рубеж в 100 лет. В числе российских знаменитостей, успешно перешагивавших 100-летний рубеж, — балерина Марина Семенова, актеры Николай Анненков и Владимир Зельдин, певица Изабелла Юрьева, художник Борис Ефимов, физик Исаак Халатников. В том же списке — хореограф, руководитель Ансамбля народного танца Игорь Моисеев….24.01.2021 12:09 43 -
Историяruinformer.com
День прорыва блокады Ленинграда
18 января для россиян и, особенно, для петербуржцев является особенной датой. В этот день в далеком 1943 году в ходе Великой Отечественной войны состоялся прорыв блокады Ленинграда. Несмотря на то, что город оставался осажденным еще год, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. По планам Ставки Верховного главнокомандующего, советские войска ударами двух…18.01.2021 14:06 37 -
ИсторияРедакция "Народного Журналиста"
«Придёт день, когда история скажет своё слово…»
Патрис Лумумба — конголезский политический и государственный деятель левонационалистического толка, первый премьер-министр Демократической Республики Конго после провозглашения её независимости в июне 1960 года, национальный герой Демократической Республики Конго, поэт и один из символов борьбы народов Африки за независимость. Основатель (1958) и руководитель партии Национальное движение Конго (НДК). На первых в стране выборах в мае 1960 года НДК получила в парламенте 44 места из 137. По итогам…18.01.2021 1:11 42 -
ИсторияВалерий Бурт
Моя милиция меня бережет. Как работала советская служба
Фото: Архив Из жизни стражей порядка. «Помни Сталинскую заботу о людях, помогай детям, старикам, слепым…» Несколько лет назад у приятеля-коллекционера узрел небольшого формата красную книжечку – «Справочник милиционера по гор. Москве», изданную столичным Управлением рабоче-крестьянской милиции в 1936 году. Вещица занятная, раритетная. Полистал ее, кое-что выписал. «Товарищ милиционер! – говорится в справочнике. — Ты являешься…17.01.2021 14:12 52 -
ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…16.01.2021 15:18 46 -
ИсторияАлександр Ростовцев
Подвиг Ленинграда нуждается в нашей защите
12 – 18 января 1943 года – одна из важнейших памятных дат в истории нашей страны. В течение этих нескольких дней войска Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота прорвали кольцо блокады вокруг героического города на Неве, благодаря чему возобновилась нормальная связь Ленинграда, его жителей и защитников с Большой землёй. С этого момента Ленинград…12.01.2021 9:31 67 -
Историяruinformer.com
11 января. День в истории
1917 На территории России создан первый заповедник – Баргузинский. Учрежденный (29 декабря 1916) 11 января 1917 года Баргузинский заповедник стал первым в России охотничьим заповедником на государственных землях. В его задачу входило сохранение и изучение соболя – фаворита пушного царства. В начале 20 столетия из-за неограниченного отстрела зверёк, некогда заселявший огромную территорию от Северного Приуралья…11.01.2021 20:09 65 -
Историяanlazz
Автомобиль «Москвич» — как триумф и трагедия советского дизайна. Часть 2
Итак, как говорилось в прошлом посте, с началом 1970 годов АЗЛК (бывший МЗМА) оказался в крайне сложной ситуации. В том смысле, что необходимость строительства Волжского Автомобильного завода — вместе с целым городом Тольятти, обеспечивающим его существования — надолго оставила все остальные автозаводы без возможности инвестиций. Разумеется, подобное решение имело очевидную целесообразность, поскольку позволило не только в разы…10.01.2021 15:18 52 -
Историяanlazz
Автомобиль «Москвич» — как триумф и трагедия советского дизайна. Часть 1
Кстати, если уж начали говорить о советском дизайне, то можно привести очень хороший пример, показывающий одновременно и его сильные стороны, и его проблемы. Это — судьба автомобиля «Москвич». Разумеется, не в смысле отдельного автомобиля, а в смысле развития указанной марки. Дело в том, что МЗМА-АЗЛК имел один из самых больших в Союзе конструкторских потенциалов — ИМХО,…10.01.2021 15:01 58
-
ИсторияАлексей Волынец
Ракеты без космонавтики: хроника перспективного оружия
Русско-турецкая война, 1928 год ©Heritage Image Partnership Ltd/Vostock Photo Человечество шагнуло за пределы планеты Земля именно из нашей страны – о первом спутнике 1957 года и первом космонавте 1961-го помним мы все. Но далеко не все вспомнят, что прообразами космических ракет в России активно занимались даже современники Пушкина. За век до первого искусственного спутника Земли…10.04.2021 12:02 43 -
ИсторияАлексей Волынец
«Александр Невский»: от парусника до атомной подлодки
Крейсер «Александр Невский» ©Vostock Photo Archive Память о великом князе (великом во всех смыслах – от официального титула до исторического значения), 800-летие которого Россия отмечает в этом году, настолько обширна, что составит не одну книгу. Здесь будут и православная иконография, и даже не десятки, а сотни храмов его имени. Поселения, улицы и даже мосты, названные…18.03.2021 12:24 51 -
ИсторияАлексей Волынец
Как был учрежден Госбанк РСФСР: эпоха бешеных «лимонов»
©казначейство РСФСР В 21-й год ХХ столетия Россия вступила без банков. На пике Гражданской войны советская власть не только национализировала, но и официально ликвидировала все кредитные организации. Однако по завершении боев, по мере сворачивания военного коммунизма и перехода к нэпу – новой экономической политике потребовалось возродить банковскую систему. И 12 октября 1921 года постановлением ВЦИК…22.02.2021 12:15 51 -
ИсторияАлексей Волынец
Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки
Фемистокл Басиас ©Vostock Photo Archive В истории античной Греции известен политик и реформатор Фемистокл. В прошлом российских финансов тоже отметился свой Фемистокл, хотя и менее знаменитый, чем его античный тезка. Понтийский грек Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, нередкий для молодежи той эпохи. Студентом юридического факультета увлекся…18.02.2021 12:25 43 -
ИсторияАлексей Волынец
Долгая дорога в небо: как зарождалось в России производство авиационных двигателей
Легенда русской авиации – бомбардировщик «Илья Муромец» ©INTERFOTO / Vostock Photo «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца пламенный мотор» – эти строки из некогда популярного советского «Авиамарша», созданного век назад, многие помнят до сих пор. Поэтические метафоры в данном случае предельно точны технически. Мотор действительно сердце самолета. Сердце всей авиации. И в прошлом…17.02.2021 16:12 61 -
ИсторияАлексей Волынец
Владимир Тарновский: невероятные похождения создателя золотого червонца
©Profusionstock / Vostock Photo Про обеспеченный золотом советский червонец наверняка слышали все. Зато имя его изобретателя – банкира Владимира Тарновского – знакомо лишь немногим специалистам по истории финансов. Между тем биография «отца советского червонца» вполне достойна приключенческого фильма. Сын богатого помещика, потомственный дворянин Тарновский в 1897 году покидает гвардейский полк. Причина – брак по любви…1.02.2021 14:26 67 -
ИсторияАлексей Волынец
Николай Кутлер: из царских министров в советские банкиры
Николай Кутлер©К. Фишер/Matteo Omied/Vostock Photo «Наиболее деловой сотрудник во время управления мною финансами империи и как человек весьма порядочный», – говорил о нем знаменитый царский министр Витте. «Ценный человек, один из наиболее активных работников по оздоровлению нашего денежного обращения», – писал о нем спустя десятилетие глава уже советских финансов нарком Брюханов. «Ценный человек» Николай Кутлер…16.01.2021 15:18 46 -
ИсторияАлексей Волынец
Плавучий банк на просторах Волги
Пароход «Гроза»©Vostock Photo Archive Борьба за Царицын (ныне Волгоград) стала одним из ключевых эпизодов отгремевшей век назад Гражданской войны. В сражениях за город на Волге отметились многие ключевые фигуры той войны и всей нашей истории XX века. Царицын штурмовали атаман Краснов и барон Врангель, а решающую роль на первых этапах его обороны играл сам Сталин….10.01.2021 13:55 48 -
ИсторияАлексей Волынец
Нерентабельные земли: что заставило Россию продать Аляску
©North Wind Picture Archives/Vostock Photo Осуществленная полтора века назад продажа российских владений на американском континенте до сих пор вызывает споры и исторические дискуссии. Спорят абсолютно обо всех параметрах – от суммы до коррупционного шлейфа – той сделки, что имела в итоге без преувеличения геополитические последствия. Действительно, останься Аляска в руках России, и история XX века…3.01.2021 13:27 82 -
ИсторияАлексей Волынец
Час огненной потехи: как в России появились праздничные фейерверки
©Jan Bogumil Plersch/Fine Art Images/Vostock Photo Треск и вспышки уличных фейерверков – сегодня такой же неотъемлемый элемент новогодних празднеств, как салат оливье, елка, полуночный бой курантов и бутылка шампанского. Но когда-то в нашем далеком прошлом фейерверк был не просто праздничной потехой, не просто яркой «огненной забавой». Столетия назад он был большой государственной политикой. «Профиль» расскажет…1.01.2021 11:25 75 -
ИсторияАлексей Волынец
Колониальные рубли с французским акцентом
Пять рублей Индокитайского банка, 1919 год. ©Banque de l’Indochine Век назад Гражданская война, бушевавшая в нашей стране, полностью разрушила кредитно-финансовую систему. Достаточно сказать, что, по подсчетам историков, за время внутренней войны 1918–1922 гг. было выпущено – тут специалисты спорят – от 6 до 20 тыс. различных видов денег и денежных суррогатов. Свои рубли печатали не…13.12.2020 12:56 55 -
ИсторияАлексей Волынец
Приключения «харбинского» рубля
Русско-Азиатский банк. ©Vostock Photo Archive КВЖД, Китайско-Восточная железная дорога, и после 1917 г. оставалась единственным русским анклавом за пределами границ бывшей Российской империи. Дорога не только имела весомое значение для экономики Дальнего Востока, но и сама по себе являлась отдельным миром – свыше 2 тыс. верст путей, почти 2 млн пассажиров ежегодно, более 50 тыс….30.11.2020 16:30 56 -
ИсторияАлексей Волынец
Судьба крымских рублей 1919 года
25 рублей Крымского краевого казначейства ©Олег Попов Фотобанк Лори «Обеспечивается всем достоянием Крыма» – такая надпись на рублях, с начала 1919 г. наводнивших рынки Таврического полуострова, вызвала массу шуток у местных острословов. Ведь на крымской купюре, условно обеспеченной всем достоянием Крыма, расписался сам… Крым. Соломон Самуилович Крым – потомок караимов, тюркоязычных иудеев, издавна обитавших на…22.11.2020 14:27 90 -
ИсторияАлексей Волынец
Судьба первого советского банкира-революционера
Главный комиссар-управляющий Московской конторой Госбанка Тихон Попов©Vostock Photo Archive Тихон Иванович Попов, родившийся в 1872 г., был типичным русским той эпохи. Сын протоиерея, православного священника из, как сказали бы сейчас, среднего класса. Вырос в уездном городке Воронежской губернии, окончил гимназию (его однокашником был известный всем нам со школьных лет писатель Михаил Пришвин), поступил в Московский…31.10.2020 12:39 124 -
ИсторияАлексей Волынец
Два столетия борьбы с оспой в России: от «подвига» Екатерины II к всеобщей вакцинации
©Granger/INTERFOTO/Vostock Photo Пока человечество со дня на день ждет спасительную вакцину от коронавируса, напомним, что в России когда-то был законодательно учрежден государственный праздник в честь первой в ее истории вакцины и вакцинации. Случилось это примечательное событие незадолго до присоединения Крыма, еще в XVIII веке. Да, в этом ноябре, отслеживая клинические испытания новоизобретенной вакцины «Спутник V»,…26.10.2020 13:28 81 -
ИсторияАлексей Волынец
История советских экспериментов с отраслевыми банками
Заседание правления Народного банка РСФСР©Vostock Photo Archive К весне 1918 года в ходе процесса национализации все крупнейшие кредитные организации советской России еще не де-факто, но уже де-юре слились в единую систему – Народный банк РСФСР. При этом первый социалистический банк продолжал работать на основании устава царского Госбанка от 1894 года, с внесением лишь отдельных изменений. Все…18.10.2020 12:30 50 -
ИсторияАлексей Волынец
Почему шведы забрали российское золото перед Октябрьской революцией
Хранилище Азовско-Донского банка©Vostock Photo Archive Вскоре после захвата власти в архивах Государственного банка большевики обнаружили, как описывал один из очевидцев, «какие-то таинственные документы, доказывающие, что перед самым Октябрьским переворотом было вывезено из Питера в Стокгольм золото в слитках на 5 миллионов». Из-за инфляции такая сумма в бумажных купюрах уже не казалась слишком большой, но в…9.10.2020 15:21 77 -
ИсторияАлексей Волынец
«Выселить из всех дач буржуазию»: история внутреннего туризма после революции
Черноморское побережье Крыма, Гурзуф, 1963 год ©Владимир Акимов / РИА Новости По-настоящему массовым и общедоступным внутренний туризм станет только при Советской власти, и то далеко не сразу. Но любопытно, что ключевое решение в этой сфере правительство Ленина приняло в самый разгар Гражданской войны – 4 апреля 1919 года появился декрет о национализации всех курортов: «Лечебные…7.10.2020 14:07 38 -
ИсторияАлексей Волынец
Романтизм, скандалы и университетская вольница: как формировалась высшая школа России
©INTERFOTO/Vostock Photo «А поворотись-ка, сынку! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии?» – наверное, все узнают первые строки гоголевского «Тараса Бульбы». Но не все знают, что сыновья казацкого полковника приехали к отцу из учебного заведения, которое иногда считают первым вузом в истории России. Упомянутая Бульбой…13.09.2020 12:24 115 -
ИсторияАлексей Волынец
Последний банк русского капитализма
Хлопкоочистительный завод, Ташкент, 1900 год ©РИА Новости В сентябре 1917 года, буквально за месяц до падения, Временное правительство выдало разрешение «на открытие действий» Русско-Бухарскому банку. Едва ли в тот момент кто-либо догадывался, что эта кредитная организация станет последним коммерческим банком, учрежденным в бывшей Российской империи до социалистической революции. Впрочем, Русско-Бухарский банк даже без этого колоритного…30.08.2020 14:15 82 -
ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от революции до наших дней (продолжение)
©Егоров Василий, Стужин Алексей / Фотохроника ТАСС Накануне крушения Российской империи в стране работало менее 5 тыс. профессиональных дантистов – весьма скромная цифра для 180 млн населения. По статистике 1916 г., в царской армии, после фронтовых мобилизаций насчитывавшей более 8 млн солдат и офицеров, официально числилось всего 39 врачей-стоматологов. Революционные потрясения и последовавшая Гражданская война…27.07.2020 14:31 108 -
ИсторияАлексей Волынец
Заговоренные зубы России: история стоматологии от Владимира Мономаха до революции
©Bridgeman Images / FOTODOM Зубная боль, вероятно, родилась с человеком, и всю историю человечества люди пытались от нее избавиться. Поэтому стоматология очень популярна, чего нельзя сказать об истории этой науки. Вот о ней-то и расскажет «Профиль», а чтобы эта история в зубах не навязла, ограничим наш рассказ о прошлом стоматологии пределами Руси и России. Святой…27.07.2020 11:39 99 -
ИсторияАлексей Волынец
За что революционеры уважали банки
©TopFoto / Vostock Photo «Крупные банки есть тот аппарат, который нам нужен для осуществления социализма и который мы берем готовым у капитализма…» – писал Ленин в октябре 1917 года, за две недели до свержения Временного правительства. Если в упрощенной агитации для широких масс вождь будущей революции применял известный лозунг о земле крестьянам и фабриках рабочим,…13.06.2020 14:17 101 -
ИсторияАлексей Волынец
Что происходило с курсом рубля накануне Октябрьской революции
©Иван Марчук / Фотобанк Лори Временному правительству досталось сложное наследство свергнутой монархии: фронт Первой мировой войны съедал ежедневно более 50 млн руб. – всего за две недели боев тратилось столько же средств, сколько уходило на армию и флот за весь мирный 1913 год. Попытки увеличить внешние и внутренние заимствования не удались, и в итоге «временным»…31.05.2020 13:16 69 -
ОбществоАлексей Волынец
Почему в Петрограде не состоялась эвакуация банков
©Wikimedia Commons «Столица, находящаяся на краю империи, подобна живому существу, у которого сердце на кончике пальца», – писал французский философ Дидро императрице Екатерине II, советуя вернуть столицу России из Петербурга в Москву. Спустя век с лишним, в разгар Первой мировой войны этот не столько политический, сколько философский совет оказался весьма актуален. К 1917 г. столичный…16.05.2020 13:21 73 -
ИсторияАлексей Волынец
Почему пресса военных лет была стратегическим ресурсом
©РИА Новости «Наш старенький тихоходный ротатор выдает последние тысячи очередного номера «Красной звезды», датированного 22 июня. Делали его накануне, до начала войны. Делали обычно. Вполне мирный номер!.. Ни одного слова о немецко-фашистских захватчиках, о гитлеровской агрессии. Даже на четвертой полосе лишь сообщения об агрессивных действиях Германии и ее союзников на Ближнем Востоке, в Африке…» –…5.05.2020 13:41 98 -
ИсторияАлексей Волынец
Как проходил исторический съезд российских банкиров XX века
©Tal Rue des Archives / Vostock photo Объединение крупнейших капиталов Российской империи произошло буквально накануне крушения как империи, так и первого издания отечественного капитализма. В июне 1916 года в здании Петроградской консерватории собрались представители 43 крупнейших банков страны. Это был третий съезд частных банкиров России за всю их историю. Первые два, в 1873 и 1903…3.05.2020 12:50 130 -
ИсторияАлексей Волынец
Как появился первый банковский профсоюз России
©К.Булла Февраль 1917 г. вызвал всплеск профсоюзного движения. Увеличения зарплат и сокращения трудового дня требовали все наемные работники. Не остались в стороне и самые благополучные из их числа – служащие коммерческих банков. Ранее в кредитном бизнесе никаких профсоюзов не существовало, но уже через неделю после свержения монархии возникла первая организация такого рода – «Совет представителей…25.04.2020 15:02 71 -
ИсторияАлексей Волынец
Как Россия пережила эпидемию холеры и всеобщий карантин
©Wikimedia Commons Пришедшая из Азии ранее неизвестная заразная болезнь, еще не научившиеся ее лечить врачи, повсеместный карантин, ежедневные сообщения в СМИ о числе заболевших и умерших, поток неясных и противоречивых распоряжений властей, подсчет бизнесом убытков от запрета торговли некоторыми товарами, разнообразные слухи об источниках новой заразы и растущая паника населения. Нет, это не про модный…18.04.2020 16:22 148 -
ИсторияАлексей Волынец
Как проходили банковские войны Петербурга и Москвы в начале XX века
©Wikimedia Commons Накануне Первой мировой войны крупнейшие банки Петербурга и Москвы контролировали почти весь общероссийский рынок частных финансовых услуг. Так, по статистике 1910 г. на их долю приходилось 93% всех вкладов, размещенных в негосударственных кредитных организациях. Период короткого экономического подъема, пришедшийся на время после революционных волнений 1905–1907 гг., в финансовой прессе тех лет именовали «погоней…12.04.2020 14:58 46
Лента новостей
-
- Гендиректор сгоревшей «Невской мануфактуры» арестован в Петербурге 14.04.2021 21:30
- Франция намерена оказать помощь ВСУ в случае наступления в Донбассе 14.04.2021 17:29
- Американская авиация замечена в Донбассе 14.04.2021 17:25
- Новости экономики. 14.04.2021 14.04.2021 13:48
- Новосибирские инвестпроекты с госучастием показали убытки 14.04.2021 8:24
- Российские экспортеры приостановили закупку пшеницы 14.04.2021 8:21
- Минобороны заявило о планах НАТО сосредоточить 40 тыс. военных у границ России 13.04.2021 20:32
- Разные новости 13.04.2021 13.04.2021 14:07
- Новости экономики. 13.04.2021 13.04.2021 12:32
- Прибалтика впервые отключила поставки электроэнергии из России 13.04.2021 10:08
Популярное за неделю
Время рожденных ползать? 12.04.2021 13:19 257
Вот от глупости прививок пока… 09.04.2021 12:05 151
РОССИЯ И ДОНБАСС. БРАТУШКИ?… 09.04.2021 17:04 149