Феномен Бузовой или Что мы им позволяем?

Любовь Донецкая СНЖ 13.08.2019 23:31 | Альтернативное мнение 433

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото: Вася Ложкин

Не секрет, что подлинными властителями дум сегодняшнего среднестатистического обывателя являются не писатели, не ученые, не деятели культуры, не преподаватели, изобретатели и прочие традиционные сеятели «разумного, доброго, вечного», составляющие славу и гордость Отечества, а их интеллектуальные и этические антиподы, которые если что и умудряются посеять в умах и душах, так разве что плевелы, заглушающие все полезное и здравое.

И чем дольше и охотнее зрители и слушатели внимают своим кумирам — актерам по бумажке, певцам ртом, юмористам «ниже пояса», «светским львицам» и прочим «звездам», имеющим свое компетентное мнение по любому поводу, тем больше упомянутые плевелосеятели проникаются сознанием собственного величия и исключительности. Мы все еще по временам удивляемся и возмущаемся наглости, нарочитой фриковатости, невежеству и глупости медийных личностей, которые стали позволять себе слишком много. Но ведь они позволяют себе ровно столько, сколько мы им отводим для маневра — мы, зрители, слушатели и, строго говоря, их кормильцы и работодатели.

Ольга Бузова, широко известная в узких кругах разносторонняя личность, подвизавшаяся сразу на нескольких поприщах, именуемая певицей, актрисой, телеведущей, «светской львицей» и т.д., неудачно попала в поле зрения публики. Видео, где упомянутая «звезда» облизала тарелку (фу, как некрасиво!), заявила, что во-первых ей вкусно, а во-вторых она «блокадница» и в ее родном Питере (родилась-то она еще в Ленинграде) принято на тарелке не оставлять еду, вызвало в неблагодарной публике бурю эмоций, в основном негативных.

Принесла ли она уже извинения за неудачную «шутку» и заявила ли, что ее неправильно поняли — это, по большому счету, не имеет никакого значения. Но что по-настоящему важно, так это то, что у Бузовой видимо нет никаких табу — над чем смеяться можно, а над чем категорически нельзя. Взять с нее особо нечего — интеллектом она никогда не блистала, да и не стремилась, справедливо полагая, что ее таланты заключены совсем в иной сфере, но в связи с публичной «шуткой» (не во тьме родной кухни, там хоть кастрюлю вылижи и плети, что хочешь — никто не узнает, а на камеру) не весьма умной «звезды» о Ленинградской блокаде тут же вспомнилась нашумевшая «черная комедия» на ту же тему — помните ведь фильм Алексея Красовского «Праздник»?

Наверняка помните. Только ленивый не ломал копья, доказывая, позволительно ли устраивать «местами лиричный и грустный» ржач над войной, блокадой, голодом и холодом, отплясывая на останках сотен тысяч погибших ленинградцев, или все-таки это недопустимо, а авторов и исполнителей синематографического «шедевра» надо публично и всем миром пожурить, да так, чтобы другим неповадно было. Но команду «черных шутников» кроме отдельно взятых пользователей соцсети, которые еще не совсем расчеловечились, никто не пожурил, не поругал, уж тем более никакой функционер, которому «сие ведать надлежит», не наказал рублем или строгим выговором, а стало быть, окно Овертона приоткрылось еще немного. И в это окно благополучно проникла Бузова — а чем она хуже Красовского? Тоже ведь плевелосеятельница и весьма успешная.

Многие вспомнят и скандальное выступление «звезд» шоу Comedy Woman, которые «пошутили» над героем Великой Отечественной войны генералом Дмитрием Карбышевым. Актриса Наталья Медведева была уверена, что «это вымышленный персонаж» и принесла свои извинения. По большому счету упомянутое женское шоу тоже никак не тянет на сеятелей «разумного, доброго, вечного», а вот на плевелосеятелей — вполне. Ибо шутки уровня «возвращается муж из командировки» и «дорогой, моя мама в гости приехала» никак не способствуют культурному, интеллектуальному и эстетическому росту аудитории, зато востребованы населением, благо напрягаться, чтобы постичь их глубину не надо. Конечно, человек должен не только умствовать и трудиться, иногда душа требует отдыха и развлечения, но шутки на тему Великой Отечественной войны являются весьма сомнительным развлечением и даже фактором раздражения, которых и так более чем достаточно на душу населения.

Вообще, трудно понять, кто кого породил — невзыскательная аудитория развлекательных плевелосеятелей или же не весьма талантливые, но жаждущие успеха, комфорта и известности «звезды» искусственно поддерживают планку своей продукции как можно ниже. И ведь все довольны, потому что ни производителям фриковатых шоу, ни их потребителям над собой не надо трудиться, а труд — всякий, в том числе и над собой в современной РФ как-то не весьма востребован, ибо он не гарантирует ни успешности, ни благосостояния, ни славы, а вот неприятности различного рода — еще как, ведь умников никто не любит. Станете сложнее и массы побегут от вас как от прокаженных, а блюстители электорального слабоумия плотно заинтересуются.

Упомянутый выше термин «расчеловеченные» использован профессором С.С. Сулакшиным в его описании человека истинного категориального, где присутствуют помимо прочих, следующие критерии: сопереживание присуще человеку истинному, безразличие — нечеловеку, и презрение — античеловеку. Также: человек истинный — стремление к совершенству. Нечеловек — нетребовательность. Античеловек — стремление к разрушению. Разумеется, раздавать направо и налево конкретным людям какие-либо нравственные характеристики — дело неблагодарное, но пойти путем самопроверки и в тишине потаенных глубин самому себе задать вопрос: «А нет ли и во мне признаков нечеловека, или того хуже, античеловека?» может каждый. Например, смешно ли мне, когда весьма благополучные люди, понятия не имеющие ни о холоде, ни о голоде, ни о войне, шутят о Ленинградской блокаде или же мне просто все равно, или же я возмущена и негодую, потому что оскорблена память умерших ради того, чтобы я сейчас жила и веселилась грубым и глупым шуткам российских плевелосеятелей?..

И ведь медийные особы не только позволяют себе легкомысленно (более чем мягко говоря) изъясняться по поводу истории, памяти, жертв войн и трагедий, но и ныне здравствующих соотечественников не очень-то жалуют. Вот, например, балерина и «светская львица» (весьма красивый эвфемизм, но архаичное «дама полусвета» было ничуть не хуже) Волочкова, когда ей задали вопрос о том, что делать 20 миллионам граждан страны, живущим за гранью бедности, если они не могут просто взять и уехать, ответила, что они должны работать больше, а «не курить на завалинке бычок», сама-то она известная всей стране труженица и ударница капиталистического труда, ей ли не знать. «Все, кому здесь не так, вставайте и выезжайте в другие страны. Живите там», — сказала она, добавив, что что ни президент, ни государственные структуры не виноваты в бедности россиян. Вот она же какая-никакая, а вписалась в рынок — и прекрасно себя чувствует.

Помнится, именно это высказывание «дамы без камелий» в одном из эфиров на канале Центра Сулакшина попросили прокомментировать самого Степана Степановича, и он искренне недоумевал и даже, кажется, огорчился тому обстоятельству, что ныне мы живем в столь дикие времена, когда глупое и хамское высказывание неизвестно чем прославившейся «звезды» звучит громче и для ширнармасс едва ли не значительнее и весомее, чем слово профессора, политика, доктора двух наук, посвятившего всю свою жизнь тому самому «разумному, доброму и вечному», над осмыслением которого обывателю надо трудиться, а так не хочется — Волочкова с ее усыпанной стразами быдловатостью как-то проще и понятнее.

И это целенаправленная политика деятелей Долгого государства, вышедших из интеллектуальных подворотен: максимально исключить из повседневного обихода всякий нудный «сурьез» и напротив, загружать население в режиме 24/7 шутками, сплетнями, скандалами, новостями о том, что у соседа корова сдохла и низкопробными фрик-шоу, словом, опустить и без того изрядно глубинный народ в такую  бездну, из которой уже не будет возврата. Ведь не сами по себе возвысились и прославились кумиры-плевелосеятели — нет, их зовут, их тиражируют, их цитируют, их транслируют из каждого утюга, их не надо искать, напротив, их стало уже так много и такого низменного сорта, что некоторые представители неблагодарной аудитории готовы бежать куда угодно и оборвать все провода, лишь бы не натолкнуться на очередного певца ртом или хорошего танцора, которому ничто — ни страх полной потери публики, а стало быть и доходов, ни общественное порицание не мешают позволять себе чем дальше, тем круче совершенно дикие выходки и высказывания.

Что в этой поистине инфернальной ситуации делать и как жить дальше? Быть может, пропустить концерт Бузовой — о вкусах не спорят, но потеря и впрямь невелика, быть может, выключить очередной телескандал с участием «звезд». А еще создавать из себя человека истинного, отрекаясь от античеловека и всех дел его. Как говоривал Н. Заболоцкий:

«Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!»

Любовь Донецкая, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора