Туристы не находят себе места

Анна Кириллова 29.07.2020 16:22 | Общество 55

Фото: ©octagon.media, 2020

Упоминаемые ещё год назад с ухмылкой «курорты Краснодарского края» как собирательный образ отечественного летнего отдыха в кризисный сезон 2020 года не смогли вместить желающих. В дефиците путёвки в Сочи, Крым и даже на Алтай. В хороших отелях мест нет, а ехать в плохой – в чём отличие от отдыха на даче у озера? На этом фоне правительство пытается стимулировать внутренний туризм кешбэком, тратит миллионы на разработку туристического бренда, обещает новый нацпроект, но проваливает программы, сопряжённые с реальным развитием турсектора.

До середины мая не было уверенности в том, что организованный отдых – в отеле по путёвке, с шезлонгами на пляже – в этом году у россиян случится. Со скрипом открывались даже внутренние границы между регионами, а Роспотребнадзор пугал и гостей, и турсектор длинным списком санитарных требований, порой неисполнимых.

Но гостиницы и санатории открылись и меньше чем через месяц оказались заполнены. О беспрецедентном потоке туристов говорят в Крыму.

«На 24 июля Крым принял первый миллион отдыхающих. Уровень загрузки отелей на Южном берегу, по данным министерства курортов и туризма Республики Крым, достигает 95 процентов».

Сергей Аксёнов | глава Республики КрымСергей Аксёнов глава Республики Крым

Владелец гостевого дома в Евпатории Владимир рассказал «Октагону», что наплыв отдыхающих пришёлся на первые числа июля:

– Ситуация с бронированием изменилась. В этом сезоне наблюдался повышенный спрос на очень бюджетное жилье. Чувствуется, что пандемия сильно повлияла на финансовое положение обычных людей. Уменьшились сроки проживания, стало больше коротких заездов на два-пять дней. Люди едут компаниями из нескольких семей, чтобы снять на всех подешевле. Загруженность номерного фонда на данный момент 70–80 процентов. Август забронирован почти весь за счёт удержания цен сезона-2018/2019, глубина бронирования – середина сентября.

В Алтайской региональной ассоциации туризма заявили о том, что спрос уже превысил предложение – мест в лучших гостиницах нет до сентября. Туроператоры впервые за всё время запустили чартеры в регион.

В Калининградской области на побережье забронировано 98–99 процентов номеров в гостиницах, сообщил министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак. Спрос сравним с годом проведения мундиаля, в 2020 году регион ждёт 900 тысяч туристов, но реальные цифры могут превысить даже этот прогноз.

По словам министра туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края Александра Трухачёва, активность бронирования санаториев превышает показатели 2019 года, глубина бронирования – ноябрь и декабрь.

– Номерной фонд заполнен, – рассказывает директор по стратегическому развитию курорта «Красная Поляна» в Сочи Ольга Филиппенкова, – есть даты, загрузка по которым составляет порядка 100 процентов. Если выбирать даты позже четырёх недель, то можно забронировать и насладиться отдыхом в горах.

И российские курорты точно не справились бы с наплывом гостей, если бы не открывшаяся с 1 августа Турция, сервисы бронирования билетов и путёвок уже фиксируют кратный рост запросов. Турагентства в первые дни открытия направления предлагали путёвки по ценам на 30–35 процентов ниже прошлого сезона.

ВИПы стали дикарями

Сервис Price.ru провёл исследование спроса на туры по России в июне этого года по отношению к июню прошлого года. Стремительный рост спроса на стандартные групповые туры отмечен в направлении Сахалина (рост на 125 процентов), Камчатки (102 процента), Байкала (73 процента), Алтая (34 процента).

– Хорошо заметен тренд на путешествия в отдалённые регионы России, такие как Шпицберген (плюс 108 процентов), Курильские острова (плюс 115 процентов) и Шантарские острова (плюс 160 процентов). Однако стоит заметить, что, судя по количеству запросов, пользователи всё же надеются на открытие границ с последующей возможностью выезда в другие страны, – рассказала генеральный директор Price.ru Елена Суховей.

В июне вырос спрос на ВИП-туры – на 84 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый дорогой сегмент – премиум-туры и авторские, – напротив, ушли в минус. Эксперты объясняют это переориентацией туристов на самостоятельный отдых. Это подтверждают данные сервиса онлайн-бронирования жилья Tvil.ru: запросы на квартиры в Крыму выросли более чем в 16 раз, в Краснодарском крае – почти в 25 раз по сравнению с весной 2020 года.

Регионы, обделённые большой водой, отказались от попыток подражать турецкому all inclusive и сделали ставку на медицинский и специализированный отдых. В этом году ещё более популярны, чем в прошлом сезоне, йога- и фитнес-туры, обороты набирает винный туризм по югу России, рассказал «Октагону» основатель и генеральный директор сервиса «Едем-в-Гости.ру» Дмитрий Констанжа.

– Пока менее популярны, но всё чаще заявляют о себе семейные лагеря и коуч-походы и тренинги на выезде. В лагерь едут отдыхать всей семьёй с конкретной программой для каждого члена семьи и совместного досуга. Это не про отдых, а про проработку семейных отношений. Организаторами становятся специалисты разных отраслей, которые в течение поездки делятся своими знаниями, проводят тренинги и лекции. Это пока ещё довольно сырое направление, но оно имеет все шансы на активное развитие в следующем сезоне, – говорит Констанжа.

Однако не всегда предложения получались антикризисными.

– Были предложения на гастрономические туры, но цена превышала все возможные границы. Например, винный тур в Краснодарский край от 150 тыс. рублей без перелёта, на пять ночей. Не думаю, что организаторы хоть что-то заработали на этом, за эту сумма вполне можно самостоятельно разместиться в хорошем отеле и съездить на экскурсии, – рассказала «Октагону» директор офиса «Слетать.ру» Аделина Галандарова.

При покупке туров выигрывали оптимисты – те, кто оформил бронь в период карантина.

– До снятия ограничений тур в Анапу на семь ночей стоил до 20 тыс. рублей на двоих с вылетом из Екатеринбурга. После снятия ограничений стоимость всех туров взлетела практически в два раза, – рассказала Галандарова.

©octagon.media, 2020

©octagon.media, 2020

Анапа – самое бюджетное направление внутреннего пляжного туризма в этом сезоне, следом идут Сочи (45–55 тыс. за семь ночей на двоих) и Крым (70–80 тыс. рублей на двоих).

Кластер на всех

«Развитие внутреннего туризма» – такая формулировка в той или иной вариации всегда присутствовала в федеральных целевых программах (ФЦП), госпрограммах, нацпроектах. Например, в 2011 году в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» вошёл проект по созданию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в регионах. Их список несколько раз расширялся, а сроки реализации проекта растягивались. В итоге некоторые из кластеров, которые должны были появиться к 2018 году, до сих пор находятся в стадии разработки.

Карта кластеров и их презентации ещё доступны на сайте Ростуризма (но информация не обновлялась с 2015 года). В Свердловской области должен был появиться автотуристский кластер «Самоцветное кольцо Урала», стоимость проекта – 7,7 млрд рублей, сказано в заявке региона на включение в ФЦП. Это средства на строительство дорог, придорожных кафе и гостиниц по маршруту следования кольца, которое должно было охватить города от Верхней Пышмы до Алапаевского района.

Кластер включили в ФЦП. В 2018 году региональное отделение «Единой России» сообщало, что проект позволил привлечь в регион 280 млн рублей из федерального бюджета (план по заявке – более миллиарда рублей), 200 млн – из местного и областного (запрашивал регион 209 и 361 млн соответственно) и более миллиарда (вместо планируемых 6 млрд рублей) – из внебюджетных средств. Тем же годом датируется последнее сообщение о проекте на сайте областного правительства. В 2019 году совет по развитию туризма региона под председательством первого вице-губернатора Алексея Орлова одобрил проект стратегии развития внутреннего и въездного туризма до 2035 года, в котором кластер всё ещё значился «перспективным» – то есть несозданным.

Ездит по многочисленным форумам в папке инвестпредложений Адыгеи проект создания туристско-рекреационного парка «Джэнэт» из той же ФЦП. По плану парк с гостиницами уровня от двух до четырёх звёзд, коттеджным посёлком, аквапарком и ресторанами должен был открыться в 2018 году.

Из более чем 60 туристических кластеров, отмеченных на карте, едва ли наберётся два десятка реализованных.

Срок создания кластеров в первой ФЦП – 2018 год, но к концу осени 2017-го проверка Счётной палаты показала, что из 44 туристских кластеров, планируемых к завершению, полностью были созданы только два.

Как на самом деле строятся кластеры, на примере «Курортов Северного Кавказа» (КСК) рассказали аудиторы Счётной палаты. КСК – институт развития туркластера на Кавказе и управляющая компания особыми экономическими зонами (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Бюджетные инвестиции с момента создания составили 31,4 млрд рублей, из которых свыше 20 млрд рублей – на приобретение и строительство инфраструктуры ОЭЗ.

«Общество финансировало одни и те же объекты инфраструктуры за счёт бюджетных инвестиций, которые ежегодно предоставлялись в рамках соответствующего договора. Планируемые сроки строительства неоднократно переносились, менялся состав объектов и их сметная стоимость», – говорится в февральском отчёте Счётной палаты.

Поддержать то, что не создано

С 1 августа и до конца года туристы, которые решили провести отпуск в России, получат компенсацию в 5–15 тыс. рублей. Сначала перечень регионов был ограничен, затем меру распространили на всю Россию. Но через несколько дней после решения правительства открылось воздушное сообщение с Турцией – тоже с 1 августа. И предложенный кешбэк, учитывая разницу в стоимости путёвок и уровне отелей в России и Турции, стал менее привлекательным.

Компенсация имеет ряд условий, которые ограничивают круг её получателей, отмечает директор по развитию и коммуникациям сервиса Tvil.ru Оксана Шустикова. Кешбэк можно получить только на поездки от пяти дней – это полноценный отпуск, тогда как многие приезжают в другие регионы России на выходные.

«Идёт поддержка в первую очередь турфирм, самостоятельные туристы уже не попадают в эту программу. Для подобных социальных программ цель нужно ставить не менее двух миллионов туристов, а если 500 тысяч человек воспользуются мерой, это ни о чём. Считаем, что программу не получится раскрутить, если не привлечь больших игроков в интернете – сервисы онлайн-бронирования».

Оксана Шустикова | директор по развитию и коммуникациям сервиса Tvil.ruОксана Шустикова директор по развитию и коммуникациям сервиса Tvil.ru

Специалисты туротрасли не ждут, что ажиотажный спрос на туры по России приведёт к росту инвестиций в создание инфраструктуры за счёт государства или самих отельеров. У последних на это просто нет денег. К тому же в отрасли понимают, что сезон стал скорее исключением из правил.

– Общаюсь с другими владельцами мини-отелей, все сходятся во мнении, что увеличивать номерной фонд не стоит, да и не на что. Прогнозирую сильное падение прибыли, минимум на 50 процентов. Сказалась не только невозможность работать, начиная с майских праздников, но и удержание цен и большое количество коротких заездов. Только упущенная выгода из-за требований Роспотребнадзора перенести открытие на 15 июня для региональных туристов и на 1 июля – для гостей из других субъектов составила примерно 300 тыс. рублей, – отметил владелец мини-отеля в Евпатории.

В конце мая вице-премьер Дмитрий Чернышенко оценивал недополученные доходы туристической отрасли в 1,5 трлн рублей, падение оборота составило от 95 до 100 процентов.

Ростуризм предложил включить в национальный план восстановления экономики предложения по первоочередным мерам поддержки отрасли и по дальнейшему системному развитию туризма. «Речь идёт о снижении налоговой нагрузки, поддержке инвесторов, повышении кадрового потенциала, цифровизации и, безусловно, повышении безопасности туризма, потому что тема безопасности будет играть большую роль в будущем туризма», – рассказывала глава Ростуризма Зарина Догузова. Также регионы должны запустить новые направления «на самый разный вкус и бюджет»: автомобильные и железнодорожные маршруты, чартерные направления.

С момента обнадёживающих заявлений Ростуризма прошло два месяца, с даты представления нацплана президенту – месяц, но туристический сектор всё ещё в ожидании. И похоже, что раньше, чем новые маршруты, чартеры, дороги, туротрасль получит… новый нацпроект – «Туризм и индустрия гостеприимства». Его утверждение анонсировано на конец года.

Сейчас на главной
Статьи по теме

Популярное за неделю